Dota | PD MAGAZINE №52
Читайте в свежем выпуске ProDota MAGAZINE: PD MAGAZINE №52 AMA с Virtus.pro; Сколько стоит шмот дотеров? RAMZES! ALOHADANCE! Dread! CrystalMay!; Самое токсичное комьюнити в мире; Как слить лям в киберспорте, история Forward; Мемология: Dread и Solo
Из состава Vega Squadron по Dota 2 ушел игрок
Мидлейнер Данил gpK~ Скутин покинул состав Vega Squadron по Dota 2. Игрок сам принял такое решение и будет выступать за другой коллектив; новую команду gpk- пока не назвал.
Комментарий CEO Vega Squadron Алексея Кондакова:
«После закрытых квалификаций Gpk сообщил, что сомневается, хочет ли продолжать играть в команде. В итоге, он принял решение, что хочет играть с более опытными и уже состоявшимися игроками.
В текущей ситуации у нас не было возможности удержать его. Я хочу поблагодарить его за игру в нашей команде и пожелать удачи в дальнейшем. Возможно, нам еще удастся поработать в будущем».
C Vega Скутин выиграл Qi Invitational Europe и прошел в закрытые отборочные на The International 2019 для СНГ через открытый этап. Команда заняла третье место в квалификации и не попала на чемпионат мира.
Текущий состав Vega Squadron сформировался в начале июля, когда к команде присоединился Дмитрий Fishman Полищук на правах аренды из Nemiga Gaming на время отборочных к TI. Ростер собрали на основе Marlerino ESports, с которой клуб начал сотрудничество в марте 2019 года.
Текущий состав Vega Squadron:
Арслан xannii Шаджанов
Олег Lasthero- Демидович
Виталий so bad Ошманкевич
Бывшие игроки Forward Gaming перешли в Newbee
Руководство Newbee сообщило о подписании бывшего состава Forward Gaming по Dota 2. Коллектив Йохана pieliedie Острема представит китайский клуб на домашнем The International 2019 в Шанхае.
Комментарий директора Newbee Тонг Синя:
«Так как до старта TI9 осталось мало времени, мы решили, что прежний состав Forward Gaming будет выступать под тегом Newbee, а не под другим — вроде Newbee.int. Основная причина заключается в том, что мы не успеем придумать новый логотип, выпустить форму и другие атрибуты за это время. Newbee стремится стать международным брендом и организацией, подобной Fnatic или Liquid, у которых есть команды в нескольких регионах.
Контракты с бывшими участниками Forward Gaming заключены только на время TI9, но после турнира мы обсудим возможность их продления. Китайский состав больше не будет участвовать в турнирах до завершения сезона и возьмёт перерыв. В следующем сезоне он возобновит выступление. Хоть Newbee и китайская организация, на TI9 она будет представлять Северную Америку. И китайский состав никак не будет связан с американским».
21 июля организация Forward Gaming прекратила свое существование. По словам генерального директора Давида Даштояна, клуб закрылся из-за невозможности выплатить зарплату игрокам. Менеджер состава тогда сообщил, что ростер и тренер продолжат выступать вместе и попробуют самостоятельно найти новую организацию для поездки на TI9.
Forward Gaming стала последним участником основного этапа The International 2019, который пройдет с 15 по 25 августа в Шанхае. Команда выиграла квоту на американской региональной квалификации.
Как слить лям в киберспорте
CEO Natus Vincere Евгений Золотарев предположил, с какими финансовыми трудностями столкнулось руководство Forward Gaming, из-за чего впоследствии пришлось закрыть организацию. Золотарев подсчитал примерные расходы и доходы команды за сезон, а также сравнил медийную деятельность Forward Gaming с Winstrike:
«Сегодня хочу обсудить новость о закрытии forward gaming. Очевидно, что не сошелся дебет с кредитом, но мне интересно было бы проанализировать причины этого банкротства.
Начну с того, что все, что будет описано ниже, — это лишь мои догадки и предположения. В статье дал свою оценку расходам, доходам, а также развитию медиаканалов forward gaming.
Расходы
Итак, займемся расходной частью. На момент подписания форвардами состава перспективы казались радужными, команда заняла 7–8-е место на TI, в составе находилась последняя надежда СНГ, а также было анонсировано присоединение в прошлом чемпиона TI, которое выглядело как однозначное усиление. Учитывая все эти факторы и высокий интерес к команде от разных организаций, предположу, что их ожидания по зарплате находились в промежутке 8–12k долларов в месяц на игрока (в зависимости от организации, условий по призовым и прочим факторам); менеджер, думаю, должен был получать порядка 50–60 % от этой суммы(5–6k). Также они нашли тренера, который, по моей информации, получил зарплату, практически как игроки (~10k). Кроме этого, команда получила в пользование игровой дом на восточном побережье США (это плюс-минус 8–10k в месяц с затратами на питание и обустройством этого дома). Итого в месяц, по моим подсчетам, состав обходился бы приблизительно в 70–80k долларов в месяц. Уже на этом этапе руководству стоило понимать, как эти затраты отбивать всего одним составом, еще и американским, учитывая, что дота в этом регионе давно переживает не лучшие времена. Также важно понимать, что это далеко не все расходы, которые необходимо было понести. Ниже прикидки по прочим затратам:
Открытие юридического лица (не знаю, в какой юрисдикции открывали, но минимум 5–10k долларов). Также однозначно были затраты на его сопровождение. Также точными цифрами не владею, но возьму минимум — 2k в месяц. Возможно, регистрация ТМ (5–10k в зависимости от регионов, которые покрыла регистрация).
Разработка сайта (думаю, от 10k до 20k).
Разработка линейки мерча + магазин. Сколько стоила разработка коллекции, сказать сложно, думаю, 5–10k за всю линейку с лекалами и сэмплами; также необходимо было сформировать стоки и запустить магазин. Формирование стоков может потянуть и на 50–100k долларов, тут все зависит от количества продуктов в линейке и прогнозов по продажам форвардов, а соответственно, и производственного плана. Не уверен, что в итоге они сформировали стоки одежды, так что эту статью включать не буду. К слову, магазин они так и не запустили, хотя уверен, что он был в разработке и какие-то деньги точно заплачены. Эту статью в расходы включать не будем, так как нет абсолютно никакой инфы.
Тревел-расходы. За этот сезон команда посетила 9 LAN-турниров. Я не знаю точных их затрат, так как некоторые команды платят суточные, некоторые обеспечивают питание, некоторые ничего не платят. Тем не менее рискну предположить, что форварды, учитывая звездный статус некоторых игроков, точно либо платили суточные, либо обеспечивали питание. Исходя из этого я бы добавлял в затраты приблизительно в размере 2–3k долларов в среднем за один турнир. Также на некоторые турниры летал СЕО и, наверное, привлекалась съёмочная группа, так как какое-то количество видео с турниров на их Ютубе все-таки есть. Кроме этого, перелеты игроков на буткемп в Нью-Йорк тоже стоили каких-то денег. Итого я бы в эту статью расходов ставил где-то 40–50k за год.
Персонал. Я не знаю, сколько людей было принято в штат, но как минимум парочка СММ-менеджеров, наверняка дизайнер, бухгалтер и юрист либо, возможно, аутсорсинг этих услуг, зарплата СЕО, привлечение сторонних медиакоманд для съемок. Опять-таки, точными цифрами не владею и какую зп инвесторы установили для СЕО, не знаю, но мое предположение, что весь стафф обходился форвардам в 10k в месяц.
Возможно, были еще какие-то мелкие статьи, такие как производство формы игрокам, визовые вопросы, закупка техники и т. д., но существенно они на картину не повлияли, так что подведу итоги по расходной части. Ежемесячные затраты составляли 90–100k долларов в месяц. В годовом выражении это 1–1,2m долларов. Добавим к этому разовые затраты в размере 60–80k долларов и получим приблизительно 1,1–1,3m долларов затрат по году.
Итоговая расходная часть — 1,1 - 1,3m долларов.
Доходы
Расходы действительно неоправданно высокие, но не выглядят плачевно, если выстроена грамотная бизнес-модель, в которой они перерываются разнообразными источниками доходов (спонсоры, медиаправа, мерч, продажа контента, призовые и т. д.). Ниже подробно разбираем успехи форвардов с доходной частью:
Спонсоры. За весь период существования у команды был один спонсор, китайский букмекер Mr.Cat. Продажами в Нави я занимаюсь сам, и давно, так что могу себе позволить предположить, что это не самый требовательный спонсор, которого в большей степени волнует их присутствие на форме любой западной команды, которая, в свою очередь, в идеале должна присутствовать на максимальном количестве ивентов. Ну и всякие мелочи в социальных медиа. Никаких крутых промокампаний, упоминаний в контенте и т. д. я в социальных медиа форвардов не нашел. Беря во внимание почти нулевые соцсети команды я бы оценил такой пакет максимум в 100–150k долларов в год, тем не менее, учитывая, что это букмекер, еще и китайский, то возможно цифра была раза в два-три больше. Берем супероптимистичный сценарий и предполагаем, что на хайпе от неплохого результата TI, а также личных отношениях с компанией Mr.Cat (Давид Даштонян работал в Исфорс холдинге и занимался обслуживанием спонсоров) форварды получили контракт на 400–500k годовых. Выглядит неплохо, всего один спонсор покрывает половину затрат клуба. Но не все так просто. Такая сумма контракта создает определенные ожидания даже не у самого требовательного партнера, которые без хороших результатов команды и работы над развитием медиаканалов удовлетворить практически невозможно. В итоге после ряда невнятных выступлений команда идет на изменения в составе, и единственный их спонсор внезапно пропадает как с формы, так и с медиаресурсов форвардов. Явно контракт либо разорвали, либо не продлили. Итого тут указываю максимально оптимистичную цифру в 250k за год. Больше у клуба спонсоров не было.
Призовые. Команда посетила 9 LAN-турниров, а также, кроме них, было еще 3 онлайн-турика. Итоги по призовым — приблизительно 100k за год. Проценты от призовых организаций разнятся и составляют от 0 до 20 %. В данном случае, учитывая, что за состав боролось несколько организаций и форвардам как новому неизвестному бренду явно приходилось давать улучшенные условия, я предполагаю, что процент равен 10. Итого на призовых организация заработала 10k долларов.
Медиаправа. Ни с Twitch, ни с другими бродкастерами у клуба соглашений не было. Доход — 0.
Мерч. Тут все ясно, так и не запустились. Доход — 0.
Итоговая доходная часть — 260–270k долларов.
Медиа
Налицо явный недобор по прибыли, учитывая космическую расходную часть. Можно ли было заработать больше денег? Да, однозначно можно. Но, как я уже писал выше, спонсорам нужен либо результат, либо хорошие медиапоказатели, либо в идеале и то и другое. С результатами не сложилось — давайте оценим медиапотуги. За год работы организации мы видим следующие показатели по социальным сетям:
1 503
1 661
3 464
6 004
Это ну прям очень плохо. Настолько плохо, что у меня, не особо медийного персонажа, подписчиков больше, и это я еще без инвестиций.
Отдельно хочется написать о YouTube-канале Forward Gaming. Подписчики канала скрыты, но, глядя на просмотры, там все очень грустно. За год было выпущено ВСЕГО 14 видео с средними просмотрами одного видео — 5,5 тысяч человек. Печальные показатели. Похвастаюсь и приведу в пример канал NAVI Junior, который мы запустили 2 месяца назад. На текущий момент мы выпустили почти 30 видео, и средний показатель просмотра одного видео близится к 45k. Наверное, это не суперкорректно, так как и дисциплина другая, и мы по меркам киберспорта старый бренд. Давайте тогда поищем релевантное сравнение. Предлагаю взять ровесника форвардов, команду Winstrike. Они на 2 месяца старше, чем форварды, и также на весьма среднем уровне провели прошлый сезон, объективно даже слабее форвардов. Начнем с подписчиков в соцсетях. За практически тот же период, что и forward gaming, Winstrike удалось добиться существенно лучших показателей:
28 645
31 246
209 838
9 581
Теперь отдельно разберем YouTube организации Winstrike. За весь период существования организации было выпущено 96 видео (40 % видео по доте) со средним просмотром 25k с одного видео. Объективности ради скажу, что, судя по лайкам дизлайкам и т. д., Winstrike в один период явно использовали накрутки и платные продвижения, что я абсолютно не приветствую. Тем не менее и количественно, и качественно их работа с контентом на уровень выше. Также им удалось за год привлечь сильные бренды к партнерству, фанаты клуба фармили на тойоту, смотрели рекламу с игроками для AXE и т. д. И это все при, по моим оценкам, суммарных расходах на дота-состав не более чем 250k годовых.
Резюмируя все написанное выше, подозреваю, что инвестиции в forward gaming составили 1m долларов, которые закончились где-то в июне. Инвесторы наверняка ожидали увидеть если не возврат инвестиций, то хотя бы положительную динамику. Возможно, продавая этот проект инвесторам, СЕО клуба искренне верил в потенциальный успех, но явно не провел работу с управлением рисками при выборе актива для покупки и стратегическим планированием в разрезе контентной и маркетинг-стратегий. Очевидно, что причина краха — аматорский подход. Единственным непонятным для меня моментом во всей этой истории с банкротством остается то, почему организацию закрыли, а не продали за какую-то символическую сумму, позволяющую перекрыть долги перед игроками и сохранить лицо. Озвученные бывшим СЕО цифры задолженностей, даже умноженные на 3, не выглядят неподъемными для любой организации, желающей быть представленной на турнире с самым крупным призовым в истории.
Мораль сей басни такова: людей, готовых инвестировать в киберспорт, много, а экспертов, готовых помочь эффективно эти инвестиции освоить — мало. Вкладывайте свои миллионы с умом.»
AMA c Virtus.pro
AMA c Virtus.pro
Игроки Virtus.pro по Dota 2 рассказали, в каком режиме проходит их подготовка к The International 2019. На встрече с фанатами Алексей Solo Березин сравнил прошлый и нынешний сезон Dota Pro Circuit, а тренер Арсений ArsZeeqq Усов отметил, что у команд нет уникальных стратегий.
О буткемпе в Киеве
Solo: В Киев приехали, потому что здесь вкусная еда, отличная природа, нашли хороший дом с комфортными условиями для тренировок, чтобы можно было после тяжелого продуктивного дня пойти половить рыбку, пожарить мяско. Украина всегда радует нас: каждый раз, когда приезжал в Киев, только положительные эмоции, поэтому мы здесь.
Наш основной буткемп, где мы проводим большую часть времени, — это квартира в Москве, поэтому условия там менее комфортные. В квартире все-таки совершенно другая обстановка: ты в замкнутом пространстве, тяжелее бороться со стрессом. А загородный дом — именно тот формат, в котором можно максимально комфортно подготовиться к серьезным играм, к серьезным соревнованиям.
О распорядке дня
RAMZES666: «Просыпаемся, играем в "Доту" и спим. Едим иногда еще».
Про Natus Vincere
No[o]ne: Они попали на The International 2019 — естественно, мы будем с ними тренироваться. И для нас это будет полезно, в каком-то смысле. Отношения у нас игровые — у нас там есть знакомые, но не сказал бы, что друзья.
О новых стратегиях
ArsZeeqq: «Хочу развеять все мысли о фразе "не палим страты". Это абсолютная чушь. Нет такого, что кто-то не палит страты. Если есть какая-то стратегия или что-то особенное, что ты нашел, то, скорее всего, какие-то другие факторы привели тебя к этому — какая-то информация в самой "Доте" или мете, но ты как-то к этому пришел. Если ты пришел к этому, то значит, и кто-то другой к этому придет. Нет уникальности стратегий. Такое возможно только на турнирах. Поэтому не бывает, что команды не палят стратегии до турнира».
Про СНГ-квалификации на TI9
Ramzes666: За Gambit Esports следили, за gpk из Vega, в плей-офф стадии. Vega — молодцы. Не повезло им, NAVI встретили на пути. Место же только одно, и NAVI его выиграли. Дизбанд у Vega Squadron будет точно или переформировка состава какая-то.
No[o]ne: Так обычно бывает, когда ты в шаге от чего-то, хорошо играешь и не получается... У нас так много раз бывало, еще когда мы уже в Vega играли. Я бы им посоветовал что-то поменять.
9Pasha: Мне кажется, не они будут что-то менять — скорее у них кого-то заберут.
О формате DPC
Solo: «Система лучше, чем в прошлом году, но все равно не идеальная. Мне кажется, что приглашения должны получать все 18 команд. Это будет более справедливо. Либо делать региональные LAN-отборочные. Мне нравилась система с инвайтами, когда ты не знал, позовут тебя или нет. Это было "по-дотерски" романтично. Они присылали письма с печатью Dota 2, и только так ты узнавал, что приглашен на TI».
О словах Lil про плохое положение дел в «тир-2» и «тир-3 сцене»
Solo: Забавно, что он задался этим вопросом только, когда сам оказался там. Поддержка со стороны Valve для «тир-2» и «тир-3» сцены нужна. Действительно, все лучшее забирают команды «тир-1» сцены. На это можно смотреть по-разному: в каком-то смысле это мотивация для игроков — выйти на этот уровень и точно также зарабатывать, но кто-то может не дойти из-за нехватки ресурсов, в этом есть определенная проблема.
Arszeeqq: Я не соглашусь. В СНГ «тир-2» и «тир-3» ребята сидят и играют в «доту», у них нет пособия по безработице или какого-то пассивного дохода. Если Valve начнут их поддерживать, давать им стабильный доход, то я считаю, что будет большой срез людей, у которых не будет вообще амбиций пробиваться на «тир-1» уровень. Это может сильно сказаться на том же СНГ-регионе. Ребята начнут зарабатывать по $700-800 в месяц и быть спокойными, ничего не делать.
No[o]ne: На «тир-2» и «тир-3» сцене денег вполне хватает, для того чтобы как минимум жить и ни в чем себе не отказывать. Сейчас зарплаты у игроков «тир-2» и «тир-3» сцены очень хорошие — в мое время такого не было, мы получали $300 в месяц, а сейчас это намного больше. Не хочу называть суммы, потому что не знаю, можно ли это в принципе делать, но этого хватает на жизнь просто с головой.
Я не знаю, о чем он говорит. Если он хочет получать $10,000, сидя в Winstrike... Ну, что я могу ему сказать?
О понимании игры комментаторами
Solo: «Они понимают лучше, чем большая часть аудитории, которая смотрит матчи. Все же средний MMR — 3,5 тыс. очков. Но все же хуже, чем профессиональные тир-3 игроки. Это работа, серьезный труд, ежедневная игра, разбор своей игры. Все это гораздо сложнее, чем вы видите на картинке, и гораздо сложнее, чем описывают комментаторы и аналитики».
О минусах жизни киберспортсмена
No[o]ne: Ты отдаешь всю свою личную жизнь взамен на киберспорт, полностью. Я уже весь год дома не был.
Solo: Тяжело. Ты очень много времени уделяешь этому делу. Постоянные перелеты, буткемпы, турниры. По возвращению с турнира ты играешь квалификации на следующий. В прошлом году за первые пол года мы были дома около двух недель. Очень редко видимся с друзьями и родственниками.
Dota 2 заняла первое место по «токсичности» комьюнити среди онлайн‑игр
Пользователи Dota 2 чаще фанатов других игр сталкиваются с неподобающим поведением в матчах. По результатам опроса от Anti-Defamation League, о случаях харассмента в MOBA от Valve сообщили 79% респондентов.
В топ-5 самых «токсичных» игр также вошли CS:GO, Overwatch, PUBG и League of Legends. В них харассменту подверглись 75% опрошенных. Среди остальных популярных игр самый низкий показатель «токсичности» у Hearthstone и Minecraft. О положительном социальном опыте чаще всего высказывались пользователи World of Warcraft — 59% опрошенных. В топ-5 вошла Minecraft (55%), NBA 2K (51%), Overwatch (49%) и CS:GO (48%).
ADL опросила около тысячи американцев в возрасте от 18 до 45 лет. Как минимум 300 респондентов были представителями меньшинств. К случаям харассмента отнесли все виды оскорбления, угрозы, провокации и преследования в сети. Опрос провели во второй половине апреля 2019 года. Подробнее о результатах исследования можно узнать здесь.
Игроки высоких рангов в Dota 2 чаще других покидают матчи из‑за тильта
Игроки высоких рангов в Dota 2 чаще других покидают матчи из‑за тильта
Более половины ливеров на ранге Immortal в Dota 2 выходят из игр из-за тильта. По данным GOSU.AI, эта причина становится более актуальной с повышением MMR. На низких уровнях пользователи чаще покидают матчи из-за длительного отсутствия за компьютером.
На ранге Immortal из-за тильта выходят 56,5% ливеров, а на Herald — 37,8%. При этом на высоком MMR долгое отсутствие за клавиатурой становится причиной преждевременного выхода из матча лишь в 5,1% случаев, а на низшем уровне — в 15,8%.
Во всех категориях, кроме Immortal, проблемы с сетью являются основным поводом покинуть игру до ее конца. На высшем ранге разрывы связи (с Dota 2 или провайдером) становятся причиной выйти из матча в 38,4% случаев.
Ранее GOSU.AI собрала статистику по количеству ливеров на разных MMR в Dota 2. По данным из 50,5 млн матчей, с ростом ранга случаев преждевременного выхода из игры становится меньше.
Нейросеть предсказала победителя TI9 и рекордсменов в Battle Pass
Нейросеть рассчитала, что фаворитом The International 2019 по Dota 2 является Team Secret, причём вероятность победы команды составляет 32%. На втором и третьем местах расположились PSG.LGD и Vici Gaming — их шансы на титул примерно один к девяти. Данные предоставила GOSU.AI на reddit.
По расчётам искусственного интеллекта, Secret использует больше всего героев, в самом быстром матче победит OG, а наибольшее количество фрагов за игру сделает Mineski.
Видео
Невероятно, но факт — ALOHADANCE
Alter Ego: Puppey — Chen
Комментарии
Комментариев пока нет.
Чтобы оставить комментарий, войдите в систему или зарегистрируйтесь!
Чтобы оставить комментарий, войдите в систему или зарегистрируйтесь!
Другие новости
Активность на форуме
Ноубади:
JaneLum, Dodecahedron111, KarenJet, Michailjgv, VisionizeAI, -trickster-,
9462