МертвецНа протяжении начального этапа творчесва изучение американской культуры было основным занятием Джармуша. В отличие от предыдущих фильмов, в Мертвеце он отходит от современных реалий и возвращается к становлению США как государства.
Воспринимать фильм буквально или в метафизической плоскости не совсем верно. Фильм представляет собой трип по Дикому Западу эпохи заселения глазами овременного американца. Мертвец подобен галлюциногенному видению, соединяюще в себе классический вестерн и размеренность неамериканского кино (Вима Вендерса в первую очередь и, уже через него, к японцам в лице Озу). Видения, всплывающие на протяжении всег фильма, представляют собой традиционные образы образы Дикого Запада, вывернутые наизнанку и коренным образом не совпадают с тем, что превычно видеть в фильмах 40-50гг.: грязные городки, в противовес которым ставится чистые и ухоженные поселения индейцев; расистски настроенные миссионеры, несущие Слово Христово и зараженные одеяла; массовое истребление бизонов; охотящихся за головами психопатов и заканчивая американской семьей.
Раскрытие культуры проводится через персонажей, здесь Джармуш близок немецким экспрессионистам, если бы они сидели на ЛСД. Белые представленны несколькими персонажами.
Во-первых - это Джон Дикинсон в исполнении Роберт Митчум. Мне кажется, что выбор конкретно этого актера не случаен - звезда золотой эпохи Голливуда, исполнитель бравых ковбоев представлен здесь чудовищем и эгоманом, маниакально помешанном на своей пегой лошади и изредка вспоминающем о смерти сына.
Во-вторых - охотники за головами, а точнее двое из них. Первый - болтливый шотландец, второй - воплощение духа Дикого Запада. Одетый во все черное, немногословный и периодически отстреливающий своих спутников. Есть еще черный подросток, но он похож на пытающегося выжить в чужой культуре чужака, соблюдающие внешние атрибуты поведения.
Джон Дикинсон и охотник - главные представители белой культуры. После них можно назвать еще пару тройку персонажей: помощник м-ра Дикинсона, миссионер и американское семейство в лице Игги Поп, Билли Боба Торнтона и кого-то третьего. Эти, наверное, самые интересные. Более извращенного представления американской семьи лично я еще не видел.
Индейцы представлены Никем, но писать о нем - наверное бесполезное дело.Он походит на проводника Блейка по минувшей эпохе и одновременно представляет собой классический миф либерально настроенной Америки: духовно более развитый по сравнению с колонизаторами мирный коренной житель.
Блейк не путешествует в мире мертвых, по сути он не жив и не мертв, он - дух, возможно Джармуша, возможно современной Америки, оглядывающейся на свое прошлое. Концовка подводит к логическому завершению. Блейк отправляется "назад", видение обрывается, а два главных воплощения противоположных культур уничтожают друг друга.
Про постмодернизм. Прежде всего, смешение различных художественных стилей лишает их самобытности, получается наслоение и не всегда из этого появляется нечто новое. Неловко наблюдать за тем, как особенности стилистики Озу накладываются на американское кино серидины 60-ых и фильмы Вендерса. В Мертвеце это получилось немного хухе,чем в Чужероднее рая и Вниз по закону, но все же хуже. Ну и напоследок: игра актеров - самое слабое место Джармуша. Они выглядят либо слишком вжившимися в роли, либо в их игре проскальзывают нотки фальши. Депп - номер один для меня в этом списке.
А в целом один из его лучших фильмов.