Lionell #1801 5 января 2014 "Демиан", Герман Гессе Господа, как вам такая мысль, что Гессе совершенно не умеет смеяться? И хоть он отводит юмору отдельную, весьма важную и даже сакральную роль в "Степном волке", тем не менее мне кажется, что он подменяет понятия и хочет видеть в смехе что-то, чего на самом деле там нет. То есть сам Гессе как личность и как писатель был слишком серьезным и глубоким, что не подразумевало опцию иронии и смеха и это как бы вынудило его изобрести особое отношение к юмору, тем не менее, я считаю, что он в какой-то мере обманывался на этот счет. М? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
XaBK #1802 5 января 2014 Вот ты довольно обтекаемо (такое же есть слово?) написал, степного волка текст я детально не помню, демиана не читал. Я к тому, что бы ты раскрыл то, что вкладывает в юмор гессе и каким, на твой взгляд, на самом деле юмор является.Я сразу оговорюсь, что я понимаю под юмором (чисто технически) - смешение нескольких контекстов, которые между собой каким-то образом "конфликтуют". Самая большая и основополагающая шутка, на мой взгляд (почему подлинно просветленные люди много смеются) - это смешение "сансары" и "нирваны", "абсолюта" и "относительного", "атмана" и "брахмана, "пустоты" и "майя" - кому как нравится. То есть, двух разных контекстов. И любой анекдот можно разобрать на конфликтующие контексты, щас найду рандомный:"Мир очень странный: картонная коробка для пиццы квадратная, сама пицца круглая, а порции её треугольные"конфликтуют между собой контексты (эти контексты можно по разному назвать, но именно это рождает комический эффект)"формы" и "содержания", "треугольности" и "квадратности". В обыденном сознании, в привычной аристотелевской логике нет места одновременно и "треугольности" и "квадратности". Здесь они находятся вместе - и это рождает смех. Аналогично этому, если бы мент надел вместо милицейской формы на службу пижаму авокадыча - это было бы смешно. Тот же конфликт между контекстами "формы" и "содержания", только отягощенный дополнительными смыслами, придаваемыми контексту "милиции и милицейской формы" и "пижамы авокадо". "В театре идет репетиция сцены группового секса. Режиссер (устало):- Маша, не дрыгайте ногами. Ирина, не визжите. Это же Чехов!"Два контекста - "Великое" и "Пошлое", "Секс" и "Великая русская литература". Их человеческий ум делает несовместимыми, а значит, они между собой конфликтуют. И энергия, порождаемая конфликтом, выражается через смех. Если ее совсем много, могут и слезы политься.Я ваще много размышлял об этой теме, но полновесный трактат писать не готов((( Больше всего меня интересует место смеха у пророков ( в первую очередь) и святых в разных религиях. Может, когда стану седым, займусь этим делом Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
AforAzaza #1803 5 января 2014 недавно прочитал "День шакала" Форсайтанорм книга про попытку покушения сейчас решил сделать перерыв от доты)0скачал много книг все книги из игры льда и пламени, фул темную башню, метро 2033/2034, странная история джекиля и хайда, хребты безумия, сердцеобличитель, 100 лет одиночества, портрет дориана грея, старик и море, над кукушкиным гнездом, великий гэтсби, заводной апельсин, повелитель мух с чего начать читать и что из этого так себе?! Метро и правда не особо. А Темная Башня маст рид просто. [hide="«От неё пахло сигаретами и инди-роком...»"] Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
nameless #1804 5 января 2014 как хорошо смешался контекст двух последних сообщений, что аж сикнул. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Lionell #1805 5 января 2014 (изменено) Вот ты довольно обтекаемо (такое же есть слово?) написал, степного волка текст я детально не помню, демиана не читал. Я к тому, что бы ты раскрыл то, что вкладывает в юмор гессе и каким, на твой взгляд, на самом деле юмор является.Я сразу оговорюсь, что я понимаю под юмором (чисто технически) - смешение нескольких контекстов, которые между собой каким-то образом "конфликтуют". Самая большая и основополагающая шутка, на мой взгляд (почему подлинно просветленные люди много смеются) - это смешение "сансары" и "нирваны", "абсолюта" и "относительного", "атмана" и "брахмана, "пустоты" и "майя" - кому как нравится. То есть, двух разных контекстов. И любой анекдот можно разобрать на конфликтующие контексты... Собственно концепцию комичности/комического всегда именно так и понимали: как неожиданный конфликт контекстов. Я в этом плане не оригинален и с тобой согласен. Цитата из Степного волка Я невольно вспомнил свой гетевский сон, вспомнил облик старого мудреца, который смеялся таким нечеловеческим смехом и шутил со мной на свой бессмертный манер. Теперь только понял я его смех, смех бессмертных. Он был беспредметен, этот смех, он был только светом, только прозрачностью, он был тем, что остается в итоге, когда подлинный человек, пройдя через людские страданья, пороки, ошибки, страсти и недоразуменья, прорывается в вечность, в мировое пространство. А "вечность" была не чем иным, как избавлением времени, неким возвратом его к невинности, неким обратным превращеньем его в пространство. Я поискал Марию в том месте, где мы обычно ужинали в наши вечера, но она еще не пришла. Я сидел в ожиданье за накрытым столом в тихом трактирчике на окраине города, продолжая думать о нашем разговоре. Все эти мысли, объявившиеся между Герминой и мной, казались мне такими знакомыми, такими родными, они словно бы выплыли из сокровеннейших глубин моей мифологии, моего мира образов! Бессмертные, отрешенно живущие во вневременном пространстве, ставшие образами, хрустальная вечность, обтекающая их как эфир, и холодная, звездная, лучезарная ясность этого внеземного мира -- откуда же все это так мне знакомо? Я задумался, и на ум мне пришли отдельные пьесы из "Кассаций" Моцарта, из "Хорошо темперированного клавира" Баха, и везде в .этой музыке светилась, казалось мне, эта холодная, звездная прозрачность, парила эта эфирная ясность. Да, именно так, эта музыка была чем-то вроде застывшего, превратившегося в пространство времени, и над ней бесконечно парили сверхчеловеческая ясность, вечный, божественный смех. О, да ведь и старик Гете из моего сновиденья был здесь вполне уместен! И вдруг я услышал вокруг себя этот непостижимый смех, услышал, как смеются бессмертные. Я завороженно сидел, завороженно вытащил карандаш из кармана жилетки, поискал глазами бумаги, увидел перед собой прейскурант вин и стал писать на его обороте, писать стихи, которые лишь на следующий день нашел у себя в кармане. Вот они: БЕССМЕРТНЫЕ К нам на небо из земной юдоли Жаркий дух вздымается всегда -- Спесь и сытость, голод и нужда, Реки крови, океаны боли, Судороги страсти, похоть, битвы, Лихоимцы, палачи, молитвы. Жадностью гонимый и тоской, Душной гнилью сброд разит людской, Дышит вожделеньем, злобой, страхом, Жрет себя и сам блюет потом, Пестует, искусства и с размахом Украшает свой горящий дом. Мир безумный мечется, томится, Жаждет войн, распутничает, врет, Заново для каждого родится, Заново для каждого умрет. Ну, а мы в эфире обитаем, Мы во льду астральной вышины Юности и старости не знаем, Возраста и пола лишены. Мы на ваши страхи, дрязги, толки, На земное ваше копошенье Как на звезд глядим коловращенье, Дни у нас неизмеримо долги. Только тихо головой качая Да светил дороги озирая, Стужею космической зимы В поднебесье дышим бесконечно. Холодом сплошным объяты мы, Холоден и звонок смех наш вечный. Если вспомнишь эпизод с "гетевским сном" - это там где Галлер беседует с Гете после ситуации с "неудачным" портретом Гете, которая имела место в доме какого-то профессора. Короче, вот важная для нас цитата оттуда, из сна: Мальчик мой, ты принимаешь старого Гете слишком всерьез. Старых людей, которые уже умерли, не надо принимать всерьез, а то обойдешься с ними несправедливо. Мы, бессмертные, не любим, когда к чему-то относятся серьезно, мы любим шутку. Серьезность, мальчик мой, это атрибут времени; она возникает, открою тебе, от переоценки времени. Я тоже когда-то слишком высоко ценил время, поэтому я хотел дожить до ста лет. А в вечности, видишь ли, времени нет; вечность -- это всего-навсего мгновенье, которого как раз и хватает на шутку. — Эту ненужную уже картинку вы сейчас погасите, дорогой друг, она теперь ни к чему. Вам достаточно, когда это позволит ваше настроенье, взглянуть на нее с искренним смехом. Вы находитесь сейчас в школе юмора, вы должны научиться смеяться. Ну, а всякий высокий юмор начинается с того, что перестаешь принимать всерьез собственную персону. Это только один из примеров, но я думаю, что здесь Гессе выражает собственное отношение к смеху/юмору/комичности. Как видишь у него это некий признак вечности, мудрости, приближенности к божественному. Между тем я не помню ничего по-настоящему смешного у Гессе. То есть мне кажется, что за такой концепцией он как бы неосознанно прячет собственное чувство комичности. Возможно, его шутки никто не понимал, потому что они были слишком сложными или странными. То есть гениальность и [понимаемое] чувство юмора - это не неразлучные спутники. В моем понимании смех имеет отличное от гессевского значение: это не цель (и не признак), а инструмент. В конце концов любое творчество сводится к выражению мысли и юмор - это инструмент в творчестве, который можно использовать по-разному. Для читателя смех - это отдых. Я думаю, что Гессе настолько серьезный, психологичный и сосредоточенный на своих идеях художник, что он - опять-таки не уверен намерено или нет - не хочет использовать средства комичности и расслаблять читателя. Я не считаю, что это плохо - Гессе такой какой он есть, но мне было бы очень утомительно читать подряд 2 его произведения. Изменено 5 января 2014 пользователем Lionell Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
alexinus #1807 5 января 2014 Пивка бы попили, задры+++ Скрытый текст ВСЕ ЧТО ТЫ ИСКАЛ ДО ЭТОГО, БЕСПЛАТНО И БЕЗ СМС ГОРЯЧО, ГРЯЗНО, КИСКИ, АНАРХИЯ, МАЙДАН, АНТИМАЙДАН, РЕВОЛЮЦИЯ, СИГМА ХУЕСОС. ФОТОГРАФИЯ ВСЕЙ ЭЛИТЫ ПД, ВСЕ ЧЕРЕПА, ВСЕ ЛЮДИ, ВСЕ УВАЖАЕМО ПРЯМО СЕЙЧАС И БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Avocado #1808 5 января 2014 Ну так-то Леня прав. Я прочитал где-то 6-7 романов Гессе (говорю, не чтобы выебнуться, а чтобы дать понять - с творчеством ознакомлен) и в ни в едином не увидел строки ради шутки и смеха. То есть ироничная улыбка иногда проскакивала и в Сиддхартхе, и в Нарциссе, но это были не шутки, а болезненная улыбка от больной действительности вокруг. Есть мнение, что это все психическая болезнь и отклонение в его кукушке - не уметь быть веселым и видеть это в других. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ilze #1809 5 января 2014 Был помню на сплиге один из мадератарав с ником rJIy6uHa живое величие Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
XaBK #1811 5 января 2014 Ты слишком сложную тему поднял(((((Да, я думаю он много себе в комичности не позволял. Он проходил анализ у юнгианца какого-то достаточно модного (у самого юнга учился, кажется) - он подавлял в себе "тень", именно эту "волчесть", о которой книга. И юмор его из-за этого очень специфический, с налетом мистицизма - который понять умом вряд ли представляется возможным. Его концепцию юмора можно только как-то прочувствовать - у него все это дело выглядит очень по-буддийски. У меня создается впечатление, что он говорит именно о какой-то базовой комичности, которая присутствует в каждом моменте времени и в каждой единице пространства - и от того не больно то смешна, да и непросто ее увидеть (человек перед лицом вечности - формулировка, более близкая к Гессе, я это пытался описать аля "форма"-"пустота"). И это "непросто увидеть" подразумевает некоторое усилие (не только интеллектуальное, но и духовное) для того, чтобы рассмеяться. В итоге, соглашусь, что две книги гессе подряд читать может быть скучно (все одно да потому, но вот беда - по всей видимости о самом главном); что он себе многое не позволял в юморе - согласен; юмор у гессе про "некий признак вечности, мудрости, приближенности к божественному. " - я предпочитаю "духовность" и "мистичность", но это, конечно, про одно и то же. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
whiteghost #1812 5 января 2014 "Цветы для Элджернона" Дэниэл Киз (роман)прочитал на одном дыхании, годно. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
scoО #1813 5 января 2014 Ты в курсе, что это не то произведение у киза, которое даст тебе чести в наших глазах? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Lionell #1814 5 января 2014 Я рад, что мы едины в своих выводах, значит это не мое искаженное восприятие. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ilze #1815 5 января 2014 Я рад, что мы едины в своих выводах, значит это не мое искаженное восприятие. вы просто очередные два пидора с неосознанным пактом непротивления, я помню когда года 2-3 назад порвал это порочный КРУГ ДОВЕРИЯ и ради веселья перепосылал нахуй весь клуб уважаемых юзеров, то из статуса мэйн адеквата портала перекочевал в маргинальные слои, терпящие шутки про ноги и прочее. Но системе я провел по губам! Только допустил ошибку, подтянул сучару хавка к кругу элиты, а брут сука в спину ебашил больнее всех живое величие Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
XaBK #1816 5 января 2014 Я рад, что мы едины в своих выводах, значит это не мое искаженное восприятие. от души, братишка Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Lionell #1817 5 января 2014 Я рад, что мы едины в своих выводах, значит это не мое искаженное восприятие. вы просто очередные два пидора с неосознанным пактом непротивления, я помню когда года 2-3 назад порвал это порочный КРУГ ДОВЕРИЯ и ради веселья перепосылал нахуй весь клуб уважаемых юзеров, то из статуса мэйн адеквата портала перекочевал в маргинальные слои, терпящие шутки про ноги и прочее. Но системе я провел по губам! Только допустил ошибку, подтянул сучару хавка к кругу элиты, а брут сука в спину ебашил больнее всехЯ высказал мысль об авторе, ее плюс-минус разделяют два других юзера, а ты сопли распустил про конформизм и собственную молодость. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
XaBK #1819 5 января 2014 Я рад, что мы едины в своих выводах, значит это не мое искаженное восприятие. вы просто очередные два пидора с неосознанным пактом непротивления, я помню когда года 2-3 назад порвал это порочный КРУГ ДОВЕРИЯ и ради веселья перепосылал нахуй весь клуб уважаемых юзеров, то из статуса мэйн адеквата портала перекочевал в маргинальные слои, терпящие шутки про ноги и прочее. Но системе я провел по губам! Только допустил ошибку, подтянул сучару хавка к кругу элиты, а брут сука в спину ебашил больнее всех э неее, братишка, это в твоем мире элементарное взаимоуважение именуется не иначе, как "неосознанный пакт непротивления" - не в моем. это в твоем мире от похмела до похмела не существует иных категорий кроме как "перепосылать нахуй ради веселья". и логичной развязкой для человека, мир которого осмыслен в категориях ненависти и предательства как раз и является БРУТ СУКА В СПИНУ Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
whiteghost #1820 5 января 2014 Теперь скажи название _того_ произведения. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение