Новоиспеченный тренер
TNC Predator
Ли «Heen» Сонг Го в эксклюзивном интервью Prodota.ru рассказал о перерыве в тренерской карьере, работе в
TNC и ответил на вопросы пользователей «Продоты».
— Ты помнишь свои впечатления от первого приезда в Москву?
— Это был первый Эпицентр с

Liquid. У нас не было много времени, чтобы погулять по городу — всего один свободный день, но нам всё равно удалось немного погулять. Помню, что мне очень понравилась красивая архитектура. У нас в Корее практически все здания современные, а тут очень много исторических строений, и это очень интересно. Больше всего, мне, конечно, нравились сами результаты: мы дважды выиграли Эпицентр, потом были вторыми. В общем, у меня только хорошие впечатления, когда речь заходит о России.
— Хорошо, давай вернемся к Доте. Когда ты ушел из
Liquid у тебя, наверняка, было много предложений. Это так?
— Да, предложений было много, но я хотел немного разобраться в том, что я хочу делать в будущем, что мне нужно сделать, чтобы стать лучше как тренер. Мне нужно было это время. 6 месяцев — в самый раз.
— Что ты делал во время перерыва? Просто отдыхал или, наоборот, активнее играл пабы?
— Будет звучать скучно, но я просто отдыхал. Да, я, конечно, поигрывал в Доту, смотрел LAN-турниры, по крайней мере DPC-ивенты, чтобы понимать, что вообще происходит. В целом, я расслаблялся: выпивал с друзьями, наслаждался жизнью. У меня каждый день был как уик-энд.
— Почему ты решил принять предложение от
TNC. Это достойная организация с неплохими игроками, но выглядит серьезным дауншифтингом после
Liquid.
— В первую очередь, я хотел быть в команде, у которой есть потенциал. Это не обязательно должна быть команда тир-1 уровня или сильная тир-2 команда, но она должна «гореть» своим делом. Второй важной причиной было то, что игроки хотели работать со мной. Если так происходит, то игроки лучше воспринимают мое мнение. Иногда у команды уже есть свои идеи, и тренер им нужно просто как еще одно «тело». Здесь же мы полностью честны друг с другом: я сразу сказал игрокам, что они не обязательно должны принимать мое мнение, они должны спорить со мной. В любом случае, я чувствовал, что у меня тут будет много возможностей влиять на команду.
— Что ты сделал с самого начала, когда пришел в команду? Ты сразу перестроил весь тренировочный процесс или не стал ничего ломать, а просто старался улучшить то, что уже было?
— Когда я пришел в команду, у нее либо не было стратегий вовсе, либо они были откровенно трешовыми. Самым простым путем для меня как для тренера, который не знаком с игроками, было изучить их сильные стороны и, исходя из них, начать создавать стратегии. Чтобы они больше не пикали просто героев, которые им нравятся, чтобы выиграть линии и не иметь ни малейшего понятия, что делать потом.
— Ты занимаешь чем-то, кроме разработки стратегий?
— Думаю, я занимаюсь тем, чем и другие тренеры. Я разрабатываю стратегии, отвечаю за драфт, я постоянно обращаюсь за обратной связью к игрокам, потому что только с их помощью я могу понять какие-то детали, вроде тонкостей использования того или иного героя или матч-апов. Во время скримов, я указываю им на ошибки в коллах, айтем-билдах, передвижениях, телепортах. Вообще, тренерство — не такая уж сложная вещь. Не хочу сказать, что это легко, но ты просто должен делать всё, чтобы помогать команде побеждать. Да, я не игрок, но я всё равно — часть команды.
— Есть какая-то разница между работой с западными игроками и ребятами из Юго-восточной Азии. Я слышал, что с игроками из ЮВА не так уж просто работать.
— Не знаю, у всех ребят из

TNC нет никаких проблем с настроем, они совершенно не токсичны. Их слабость — отсутствие культуры анализа игры. Любой разговор должен начаться с меня: я должен спрашивать, что они думают насчет того или иного героя, чтобы они начали обсуждать. Они все слишком сфокусированы на собственной игре. До того как я пришел, он просто играли пабы, становились лучше в индивидуальном плане, но не росли как командные игроки и не развивались как команда.
— Что ты ожидал от команды перед эпицентром? Вряд ли ты рассчитывал на гарантию топ-6 через верхнюю сетку.
— Это действительно небольшой сюрприз, но не было такого, что, мол «ВАУ, ЭТО ЖЕ ТОП-6!». Я сказал ребятам: «Это будет непросто, но мы можем победить любого соперника, мы можем выиграть турнир. Да, это будет сложно, ном мы можем». Если быть честным, то топ-6 стало большим облегчением — мы гарантировали себе слот на TI. Мы думали, что можем обыграть Vici, и до сих пор так думаем.
— Можно сказать, что расписание помешало? На третьей карте против Vici вы не выглядели той командой, какой были с утра.
— Да, это сказалось на нашей игре. Расписание может быть очень жестким в первые дни турнира.
— Результаты
Liquid пошли на спад после того, как ты покинул команду. Не думаешь, что это стало следствием твоего ухода?
— Я так не думаю. Мы особо не общались с ребятами после моего ухода. У них были различные проблемы, они играли со стенд-инами. Насколько я видел со стороны, после моего ухода они находились примерно в таком же состоянии, в каком были и со мной. В прошлом году команда все-таки выиграла несколько турниров и рассчитывала на победу на TI, но не смогла её добиться, и все мы были очень расстроены.
— Что ты думаешь о замене
MATUMBAMAN на
w33?
— Сейчас они выглядят очень сильно с

w33. С другой стороны, им нужно дать больше времени, потому что сейчас они играли, по сути, одной стратегией. Мне будет интересно увидеть, как они будут развиваться к The International.

— У меня есть несколько вопросов от пользователей Продоты, и они будут рады, если ты на них ответишь. Первый: расскажи, пожалуйста, о ситуации с Дота-сценой в Корее? Нам ждать появления каких-нибудь новых имен на про-сцене?
— Не думаю. В Корее вообще нет Дота-сцены как таковой. Да, есть игроки, которые любят Доту, многие — уже очень давно, но у нас нет среды, в которой ты можешь развиваться. Корейских команд нет, ты просто играешь пабы на серверах ЮВА или Китая. Тебе просто не с кем даже поговорить о Доте. Игрокам нужно заводить друзей на серверах в Юго-восточной Азии, потому что тебе нужно с кем-то говорить о Доте, чтобы стать более хорошим игроком и тиммейтом.
— Есть шанс на еще одно корейское воссоединение в ближайшее время? Насколько такая команда сможет проявить себя?
— Возможность есть, особенно сейчас, когда в ЮВА собирается команда, где есть несколько корейцев. Может быть, в следующем сезоне к ним присоединится еще кто-то. Было много команд с корейскими легионерами, но ни одна из них толком не сработала. Возможно, корейские игроки чувствуют себя комфортнее в мононациональной команде с нашими странными идеями. Но, как мне кажется, времена уже сильно изменились... Не знаю, всё зависит от самих ребят, что у них получится. Не обязательно, что они повторят успехи

MVP.
— Ты уже упомянул, что корейские игроки после
MVP были не столь хороши. А почему, на твой взгляд, корейские тренеры достаточно успешны?
— Ох, сложно сказать... возможно, дело просто в удаче. Возможно, в том, как мы подходим к игре. Не знаю. Скорее всего, это комбинация удачи и других вещей. Мне,

SunBhie и

DuBu просто повело найти хорошие команды. Я с ними особо не общаюсь, а потому мне сложно говорить о ситуации, в целом.
— Последний вопрос немного странный. Что ты знаешь о гейминге в Северной Корее?
— Насколько я знаю, у них нет «гейминга» в том понимании, которое есть сейчас у нас. Скорее всего, у них что-то вроде того, что было лет 40 назад: все эти автоматы, вроде Nintendo и подобные вещи. В общем, только сингл плей, никакого киберспорта. Надо понимать, что они очень отстали в плане технологий, и, наверное, не очень круто играть в вещи 40-летней давности. Однако я могу знать об этом только из того, что я где-то вычитал, и не могут быть уверен на 100 процентов.