Перейти к публикации
  • Сейчас на странице   Всего пользователей: 0   (0 пользователей, 0 гостей)

Гость Payback

Фантастика и фэнтези - дерьмо.

Рекомендованные сообщения

солидарен 

чо солидарен блять? ты уже успел ворваться и говна въебать, поздно пить боржоми

 

но спорить все равно не буду, слишком много я споров с тобой видел   

а хули тут спорить.

ты просто просто перечисли различия, я приведу контрпримеры = 2 поста и гг

это о какомнить абстрактном дерьме можно спорить по пицотпостов на тыщу страниц каждый, а тут весьма конкретная тема и точка зрения школоты весьма конкретно не верна -.-

 

Ок

Попытаюсь кратко

Вот смотри - у каждого произведения есть некий "сеттинг", если пользоваться терминами днд, свод правил, по которым все "играют", и которым подчиняется все происходящее в книге.

 

В фантастике это свод правил такой же, как в реальной жизни. В фэнтези же этот сеттинг задается автором.

 

Если подробнее, то суть в том, что несмотря на любые технологические изыски и фантазию , любой фантаст пытается подогнать свой творения под логику и технологии, существующие в данный момент - одна из причин, по которой не очень качественная старая(>20 лет) фантастика ничего, кроме смеха не вызывает.

 

В фэнтези же сеттинг создается автором - самый яркий пример - это Сильмариллион.

 

Как то так.

 

ЗЫ то, что я написал - относится к научной фантастике, коей например тот же Лукьяненко не всегда строго придерживается.

 

ЗЫЫ те, кто пишут - фэнтези - оркиэльфыхумансы, а фантастика - космоскораблипушки - нешарящие убытки. Еще смешнее точка зрения, что фэнтези - это прошлое, а фантастика - будущее


HΛЯDƧƬΥLΣ F0ЯΣVΣЯ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Ок

Попытаюсь кратко

Вот смотри - у каждого произведения есть некий "сеттинг", если пользоваться терминами днд, свод правил, по которым все "играют", и которым подчиняется все происходящее в книге.

 

В фантастике это свод правил такой же, как в реальной жизни. В фэнтези же этот сеттинг задается автором.

 

Если подробнее, то суть в том, что несмотря на любые технологические изыски и фантазию , любой фантаст пытается подогнать свой творения под логику и технологии, существующие в данный момент - одна из причин, по которой не очень качественная старая(>20 лет) фантастика ничего, кроме смеха не вызывает.

 

В фэнтези же сеттинг создается автором - самый яркий пример - это Сильмариллион.

к, твоя мысль ясна - в нф за основу берется реальный мир уже на его сонове строится тот который описывается в книге, а в фентези мир какбе изначалньо другой.

 

ну тогда берем городское фентези - там как раз таки наш мир + допущение. и я не вижу причин проводить какието явные различие между допущением "ВНЕЗАПНО МАГИЯ" и "ВНЕЗАПНО ГИПЕРПРИВОД"

 

или вот возьмем "град обреченный" Стругацких - это нф или фентези? или ваще каканяить "улитка на склоне", там же ваще ояебу чо  :dunno:

а "пандем" дяченок - это нф? а их же "армагед-дом"?


a8124c90781e.jpg


fdc85e1206e8.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

вобще тупой спор у вас, фентези и фантастика это не жанры. Это сеттинг.

А уж какой там внутрений жанр это дело писателя, можно хоть экономические трактаты о экономике эльфов писать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

друу, вот поэтому я и не хотел с тобой спорить  :lol: :lol: :lol:

 

град обреченный и улитку на склоне вообще не помню, поэтому хз

дьяченок я так и не почитал, отговорили

но тем менее - спорить, пытаясь приводить в пример межжанровые книги - не лучший метод, так ничего не докажешь

ну тогда берем городское фентези - там как раз таки наш мир + допущение. и я не вижу причин проводить какието явные различие между допущением "ВНЕЗАПНО МАГИЯ" и "ВНЕЗАПНО ГИПЕРПРИВОД"

 

разница в том, что в фантастике объясняется, как гипер привод получается при помощи каких-то-там технологии

в фэнтези это ставится как факт

 

если тебе этого различия мало - прости, мне лень больше писать  :dunno:


HΛЯDƧƬΥLΣ F0ЯΣVΣЯ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

вобще тупой спор у вас, фентези и фантастика это не жанры. Это сеттинг.

А уж какой там внутрений жанр это дело писателя, можно хоть экономические трактаты о экономике эльфов писать.

 

это не так

как раз таки фантастика и фэнтези - жанры, а сеттинг создается автором


HΛЯDƧƬΥLΣ F0ЯΣVΣЯ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
град обреченный и улитку на склоне вообще не помню, поэтому хз

дьяченок я так и не почитал, отговорили

но тем менее - спорить, пытаясь приводить в пример межжанровые книги - не лучший метод, так ничего не докажешь

а ну лол нихуя мы не читали/не помним заебись отмазка :D

вот прочитай пандем и скажи нф это или не нф -.-

 

и насчет межжанровости ты не прав - и то и то считаю 100% нф :dunno:

 

разница в том, что в фантастике объясняется, как гипер привод получается при помощи каких-то-там технологии

в фэнтези это ставится как факт

это где же объясняется КАК он получается? как раз всегда факт - чудесным образом изобрели. ну если чудесным образом изобрели гиперпривод то почему тогда чудесным образом не может появиться колдунство?

 

если тебе этого различия мало - прости, мне лень больше писать 

мне его не мало, но если бы это различие было на самом деле :dunno:

мби ты пример приведешь, где оно есть - то есть где таки объясняется как этот ебаный гиперпривод получается и из каких технологий.

 

вобще тупой спор у вас, фентези и фантастика это не жанры. Это сеттинг.

А уж какой там внутрений жанр это дело писателя, можно хоть экономические трактаты о экономике эльфов писать.

я какбе о том и толкую, но мне не верят


a8124c90781e.jpg


fdc85e1206e8.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость ilostmykeds

солидарен

чо солидарен блять? ты уже успел ворваться и говна въебать, поздно пить боржоми

лол что, приведи пример где я въебал говна. с тобой спорить очень долго, мне придётся отвлечься от работы и писать длинные посты, и это заберет много времени. и по большому счету я с тобой согласен, но, блять, чтобы написать но, мне нужно развивать всю мысль, фф -.-

 

воообщем фентази и нф это два жанра на тему фантастики, с этим трудно спорить, никто и не собирается. тобишь произведения построенные на фантазии автора. но это ещё не делает их одинаковыми, антураж - это тоже различие, которое задаёт атмосферу всей книжки. полет к дальним звёздам НЕ РАВНО, походу в дальние земли. это разные вещи, настроения произведений и вопросы, как я уже писал выше, раскрываются совсем разные и это очевидно. из этого следует вывод, что стили написания хоть и оба вымышленные, но разные. фантазия многогранная, и может быть совершенно на разную тему, при этом она остаётся фантазией. атмосфера в свою очередь даёт уже огромную разницу в восприятии, и это очевидно.

можно выделить такие различия:

а) атмосфера

б) раскрывающиеся вопросы

в) стиль письма

 

присутствие любого из этих различий хватает для разделения жанра фантасики на фентази и нф.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Фэнтези это мечи и магия

НФ это бластеры и нукакола

 

:boss:

 

 

спорите ни о чем

 


Популярные теги

сисястые малолетки фото, дівчата відео, самый длинный член, нудисты казантипа, hd порно фото, красавицы с прекрасной грудью фото, картинки с нарисованными попами, Порно Видео 90-х, круглые упругие большие, маленькие девочки в порно смотреть онлайн, трусики 18 на девушках, порно фото лизы энн, gjhyj rhfcbdfz vfvf, красивые писчьки видио, порно в игре скайрим скрины, голенькие девочки дети видео, смотреть порно в обтяжку, фото эро спорт, голые дамы 40 лет, голый жопой, фото голих маленких девочек, самая красивая кариянка ебеться, секс смотреть как мамы учат детей, пизда маленькой девочки фото, секс с проводницей, животное трахают женщину порно смотреть бесплатно, юные модели портфолио обнаженные, порно видеоролики гимнасток, отличные жопы, skritaya kamera video, японские пилотки, запретные фото дети ню, мини стринги фото, детской эротика видео, таджик порно,

порно на шпагате, порно в колготках, тату порнофото, пьяные девки видео, мини-бикини на девушках клубничное, мужики дрочат, фото женщин от 40 лет ню, голые бомжи, сисястая кошка, siski21.ru, спящие голые фото, порно видео с мололетками 10-9 лет смотреть без регистр..., прикольные письки, телки в латексе порно фото, мир нудистов порно, xxx, авто, блондинка, брюнетка, видео, видеоприкол, видеоролик, галерея, голая, голые, девки, девушка, девушки, картинки, красивая, красивые, красотка, ню, обнаженная, обнаженные, письки, подборка, попки, прикол, приколы, прикольные картинки, прикольные фотки, ржач, сексапильная, сексапильные, секси, сиськи, смешные картинки, телка, телки, фото, ххх, частное, эротика, юмор

 

 

e568b376b12c5cc190ad2f402b1a57db.gif

 

 

Озорник дятел давно жил на свете.

Делал он дырки везде,

повредил он целый лес.

Разозлился леса бог, сделал дятлу ядовитый клюв тогда.

И теперь беда у дятла – домик свой он отравил,

еду он отравил.

Все его друзья умирают, только их коснись.

Так печалн бедный дятел.

Вот теперь блесит всегда его вся в яде слеза.

2Hlrs.png

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

столпы нф - хайнлайн, вебер, азимов, горячо любимая мной буждолд - они все пытаютсся объяснить, откуда взялся гиперпривод, пытаются объяснить как он работает, понимаешь? В этом вся суть

 

И приведенные тобой в пример Стругацкие, которых я а) не люблю б) не помню в) они не придерживались строгого жанра, не канают.

 

Дьяченки вообще лол, тоже бля столпы современной русской фантастики, и конечно эти левые книги рушат все мой доводы.

 

В фентези автор сам задает аксиомы, а в фантастике - пользуется существующими.

 

Это огромная разница, я не знаю как тебе подробнее разжевать, потому больше с тобой дискутировать не буду.

 

Ни разу не видел, чтобы ты изменил своё мнение в результате спора, ты просто переходишь к дурацкой демагогии, а от написания длинных постов на форуме я особого удовольствия не испытываю.


HΛЯDƧƬΥLΣ F0ЯΣVΣЯ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Вербер - столп НФ? О_О

 

Надо в пример приводить произведения, а не писателей, ибо каждый из фантастов берется как правило за все.

 

А так - не знаю чего ради вы спорите.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Потому что друу любит спорить, а я повелся

Офк Вебер, фиксед


HΛЯDƧƬΥLΣ F0ЯΣVΣЯ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

звездные войны это фантастики или фентези?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Кто то же в первый придумал этот долбанный гиперпривод, так значит он его тоже за аксиому взял. На самом то деле его не существует также, как и магии, и даже примерный принцип неизвестен


Aa4hQiT.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

звездные войны это фантастики или фентези?

скорее - фэнтези


HΛЯDƧƬΥLΣ F0ЯΣVΣЯ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

звездные войны это фантастики или фентези?

в первую очередь это - блокбастер, кино для зрителя, а не книга, в которой было бы что-то из того, о чем тут спорят


You ask me 'bout advice? Hmmm, ok. Find someone rich and kill him. Then find someone richer and kill him too. Hack and Slash your way to fortune, whoo-hoo!

 

http://web.archive.org/web/20070223143138/www.dotacraft.ru/index.php?action=profile;u=1831

 

"Да убейте вы этого сраного кого-нибудь!!!" (с) v1lat (DTS vs YaY game2)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
наверное для тебя это будет откровением.

НО АВТОРЫ ФЕНТЕЗИ СТАВЯТ ПЕРЕД СОБОЙ ТУ ЖЕ ЦЕЛЬ

95% фентези же - приключения, эпики, детективы, юмор и прочее.

Да, для меня сюрприз, что человек, не читающий фэнтези и не знающий, что такое нф вообще, спорит на эту тему.

как и 95% нф

Для расширения кругозора советую залезьть куда-нить типа википедии и не полениться самолично найти, чем отличается нф от космооперы или приключенческой фантастики. Офк дальше спорить не буду, слишком уж неумелый тролль


aka -Slowpoke-

 

monkeyzr1.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость Payback

Заебали сраться не по теме. Тему закрываю.

Фантастика, фэнтези и нф - одна хуйня. Просто авторы, пишущие нф, более научно подкованы и все.

Сритесь в другом месте. Для себя понял - что все-таки читать все что начинается на букву Ф - не мое.

warnwarn.gif Дай людям поспорить,они в отличие от кое-кого делают это интересно и культурно._.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Для расширения кругозора советую залезьть куда-нить типа википедии и не полениться самолично найти, чем отличается нф от космооперы или приключенческой фантастики.

а теперь прочитай сам что там написано

http://ru.wikipedia.org/wiki/Научная_фантастика

эпический самозаовн

понабежало школоты блжад

космоопера это поджанр нф, придурок.

и тут внезапно откровение - нф тоже может быть детективом, приключениями, юмором и пр. (привести тебе примеры?)

потому что это не связанные характеристики

 

столпы нф - хайнлайн, вебер, азимов, горячо любимая мной буждолд - они все пытаютсся объяснить, откуда взялся гиперпривод, пытаются объяснить как он работает, понимаешь?

извини но вебер и буджолд идут нахуй из столпов, вне зависимости от того любимы они тобой или нет :dunno:

тем более что буджолд по _твоим_ же критериям - это вообще чистое незамутненное фентези. ибо те же звездные войны.

 

Дьяченки вообще лол, тоже бля столпы современной русской фантастики, и конечно эти левые книги рушат все мой доводы.

собственно, да, столпы современной русской (да и не только) фантастики :dunno:

к современной я отношу только авторов которые продолжают активно писать на данный момент.

а под столпами подразумевается то, что нельзя назвать авторов, которые однозначно >

 

они все пытаютсся объяснить, откуда взялся гиперпривод, пытаются объяснить как он работает, понимаешь? В этом вся суть

так почти в любой фентези пытаются объяснить как работает та же магия.

а бтв технофентези куда ваще отнести потвоему?

и в тех же звездных войнах которые у тебя "фентези", опять таки сила джедаев вполне научно объяснена (ВНЕЗАПНО МЕДИХЛОРИАНЫ ХУЛИ)

 

короче ты помоему сам не вполне понимаешь в чем заключается твоя точка зрения, противречишь сам себе, в ответ на конкретные факты какието гнилые отмазки типа не помню/не видел (с рассуждениями о левых книгах, ога. не читал но книги левые 100%), на просьбу привести конкретный пример, в котором было бы показано "вот тут нф - все объясняют, не то что фентези" ответил, что  вот оказывается уже и не объясняют а только ПЫТАЮТСЯ блять.

 

но это ещё не делает их одинаковыми, антураж - это тоже различие, которое задаёт атмосферу всей книжки.

друг мой, вы как вообще, впорядке? я ж блять с самого начала и написал ОТЛИЧАЮТСЯ АНТУРАЖЕМ.

 

а) атмосфера

б) раскрывающиеся вопросы

в) стиль письма

атмосфера и стиль письма уж явно жанром (по крайней мере столь широким как фентези или нф) не определяются. стиль письма вообще характиристика каждого конкретного автора, а атмосфера зависит от авторского замысла в каждом конкретном произведении.

а вопросы отличаются только тогда когда они конкретно связаны с антуражем, например если афтар пишет произведение на тему "коварные нанороботы устраивают глобальный пездетс всему челавечеству!!!11адынадын" то будет странно если в книге указанные нанороботы будут отсутствовать -.-

но опять таки подобный случай так же мной изначально оговаривался, тут форма выходит на первый план и фантастический элемент уже не прием который используется для достижения какотой цели, а сам по себе является целью. в любом случае все эти исключения будут довольно-таки тонкой прослойкой, не способной испортить статистику.


a8124c90781e.jpg


fdc85e1206e8.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
извини но вебер и буджолд идут нахуй из столпов, вне зависимости от того любимы они тобой или нет dunno

тем более что буджолд по _твоим_ же критериям - это вообще чистое незамутненное фентези. ибо те же звездные войны.

1. Буджолд - обладательница 3-х "Небьюл", второй по количеству этих премии писатель за всю историю(после Хайнлайна), и единственная, кто получил все их за один цикл. Фейл?

2. Вебер - один из самых известных sci-fi писателей, притом ныне живущий, и уж точно известнее, чем дьяченки - тут даже доказывать нечего.

 

Уже фейл, идем дальше.

 

Ты приводишь какие то совершенно демагогические доводы - одно из правил демагога - зацепиться за мелочь. Ты прицепился к тому что я не читал Дьяченко - мне похуй на них, друг сказал что не стоит читать, я не стал тратить деньги. И на 100% они менее известны, чем Перумов и Лукьяненко, так что твой довод про это - просто пустословие.

Как доказательство можешь использовать то, что про них обоих уже созданы темы с большим обсуждением, а на дьяченок всем похуй. как и мне.

 

Медихлорианы - не научное объяснение, это то же самое, что мана.

 

И ты совсем кретин, офк фантасты только ПЫТАЮТСЯ объяснить, а уж верить или нет - дело читателя, так как невозможно на 100% объяснить придуманные вещи.

 

Я привел примеры классической НФ, привел примеры классической фентези, объяснил разницу. ЧТо ты сделал, кроме скулежа про 2 писателей(видимо все, что ты читал)? н-и-ч-е-г-о

 

Ты начал по стандарту тролить, вьебал говна, и включил свой режим "напишу много хуйни с орфографией и знаками препинания, сойду за умного". Не сошел.


HΛЯDƧƬΥLΣ F0ЯΣVΣЯ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не могу найти сейчас в электронном виде, о том, как Борис Стругацкий понимает термин фантастика, но вот короткие выдержки из интервью:

Всю свою жизнь мы работали по принципу Герберта Уэллса: фантастика – это литература об обыкновенном человеке в необыкновенных обстоятельствах.

 

О.Х.: – Почему литература так легко превращается в чтиво? Расхожие образы, ситуации, сюжеты?

 

Б.Н.С.: – По двум причинам. Первая – графоманство. Человек до такой степени степени хочет писать, все равно как. А другая – когда талантливый человек, литератор, гонит листаж. Невозможно писать высококачественные тексты, если их количество O превосходит N страниц в день. Я не знаю, чему равно N, но оно не слишком велико. Недаром сейчас появился термин «писатель-килобайтник». Порождение ситуации, когда платят за авторский лист не слишком хорошо, чтобы прожить только на писагельские деньги, нужно писать 30 листов в год. Это очень много. И тут большинство становится «килобайтниками». Они перестают контролировать качество текста. Фантастика становится фантастичной, что я ненавижу. Чем фантастичнее фантастика, тем хуже. Проще всего выдумывать чудовищ и бои между ними. Куда проще, чем день думать над одной фразой, но зато эту фразу сделать так, чтобы она тебя полностью удовлетворяла. Чтиво – результат чрезмерной торопливости.

 

Опа-опа, нашел:

 

Источник: День свершений. – Л.: Советский писатель, 1988 (Первопубликация; предисловие к сборнику произведений участников Ленинградского семинара писателей-фантастов). Печатается в сокращении.

 

 

 

Вот уже четверть века (а может быть, и больше) этот вопрос на все лады повторяется в статьях и рецензиях, в монографиях, интервью и предисловиях, в выступлениях по радио и в беседах за круглым столом. По этому поводу имеют совершенно ясное, однозначное и непререкаемое мнение десятки писателей и литературоведов, тысячи знатоков-дилетантов, миллионы вполне (и не вполне) квалифицированных читателей.

 

Нет никаких сомнений в том, что все вместе они конечно же совершенно точно знают ответ на этот вопрос, – просто они никак не могут договориться между собой. Поэтому единого определения до сих пор нет, хотя разнообразных определений существует, наверное, штук сто. Фанатические поклонники фантастики, так называемые «фэны», не ограничивая себя более классифицированием сюжетов, идей, тем и прочих атрибутов этого вида литературы, занимаются теперь уже классификацией определений фантастики.

 

Что же такое фантастика? На мой взгляд, существует два основных, я бы сказал фундаментальных, класса определений: определения узкие и определения, сами понимаете, широкие.

 

Узкое определение формулируется как бы с единственной целью – тщательно и надежно отгородить фантастику от всей прочей литературы. Обычно оно представляет собою ясный, почти математический, алгоритм, с помощью коего любой желающий безошибочно отделяет злаки от плевел (а заодно – деревья от леса и младенца от ванночки). Например: «Фантастика – литература крылатой мечты». Значит, действуем следующим образом: берем литературное произведение и ищем в нем мечту; обнаружив таковую, устанавливаем наличие у нее крыльев; стоп, конец алгоритма, вывод – перед нами произведение фантастическое. Очень удобно и даже элегантно, но, к сожалению, не обходится и без просчетов: вне фантастики остаются и «Война миров», и «Солярис», и многие другие произведения, хотя и замечательные, но вовсе не подпадающие под избранную дефиницию.

 

Определения широкие имеют свои минусы. Скажем: «Фантастика есть вид литературы, использующей специфический художественный прием, – в произведение вводится элемент необычайного, почти невероятного или невозможного вовсе». И здесь алгоритм разделения почти однозначен. Но могут найтись (и конечно же немедленно находятся) желающие спросить: «Что же это у вас – сказка про Курочку-рябу тоже, получается, фантастика?» И приходится отвечать: «Да. Тоже». Вообще-то непонятно, почему плохой роман про изобретение самонадевающейся ушанки разрешается включать в фантастику, а хорошую сказку про Оловянного Солдатика – не разрешается. И все-таки ощущение некоторой избыточности и чрезмерной уже широты разбираемого определения остается.

 

Говоря серьезно, гораздо более существенным недостатком обоих приведенных (и большинства всех до сих пор предложенных) определений является то обстоятельство, что они годятся  т о л ь к о  для сортировки произведений и ни для чего более. Они ничего не говорят о сути фантастики, о ее генезисе, о родовых и видовых связях ее с прочей литературой, о причинах возникновения ее и о причинах неописуемого ее успеха у самых разных читателей.

 

И может быть, методологически правильнее было бы определять фантастику, так сказать, описательно – примерно тем же способом, каким пользуются, обучая ЭВМ опознаванию образов.

 

Вы до сих пор не знаете, что такое фантастика? Вы хотите это узнать? Превосходно! Возьмите следующие произведения литературы:

 

1. Д. Свифт, «Путешествия Лемюэля Гулливера».

 

2. Н. Гоголь, «Нос».

 

3. Э. А. По, «Приключения Артура Гордона Пима».

 

4. Ж. Верн, «Восемьдесят тысяч километров под водой».

 

5. Г. Уэллс, «Война миров».

 

6. Д. Лондон, «Алая чума».

 

7. Ф. Кафка, «Превращение».

 

8. А. Толстой, «Гиперболоид инженера Гарина».

 

9. К. Чапек, «Война с саламандрами».

 

10. А. Конан Дойл, «Затерянный мир».

 

11. А. Беляев, «Человек-амфибия».

 

12. М. Булгаков, «Мастер и Маргарита».

 

Прочтите их. Прочли? Так вот это и есть фантастика.

 

Разумеется, список при желании можно несколько изменить и значительно расширить.

 

Задача любого писателя – действенное отражение реальности. Причем реальность надо понимать широко – это не просто окружающий нас быт с его коллизиями, конфликтами и проблемами, это также и мир социальных, научных, утопических, моральных представлений человечества. И отражать эту широко понимаемую реальность надлежит  д е й с т в е н н о, то есть ставить жизненные проблемы так, чтобы они сделались достоянием читателя, вызвали его активное сопереживание, дошли бы до ума и до сердца, стали бы частью его личной жизни.

 

Эта, общая для всех литераторов, задача зачастую решается особенно эффективно именно благодаря использованию упомянутого выше специфического приема – введения в произведение элемента необычайного, – того самого приема, который и делает фантастику фантастикой.

 

Такой прием, во-первых, позволяет автору ставить проблемы, совершенно неподъемные для чисто реалистической литературы, – например, связанные с многовариантностью будущего, с космической экспансией человечества, вообще с перспективами и последствиями НТР для Земли. А во-вторых, этот прием обладает чудесным свойством обострять любую созданную писателем ситуацию, он служит своеобразным катализатором, усиливающим во много раз таинственную реакцию «читатель – книга», – этот прием действует как своего рода острая приправа, способная облагородить любое сколь угодно пресное блюдо.

 

Именно поэтому Уэллс, посвятивший многие свои чисто реалистические книги критическому анализу английского обывателя, нигде не достигает такой обличительной силы и точности, как в своих ФАНТАСТИЧЕСКИХ произведениях – в романе «Человек-невидимка», в рассказах «Яблоко» или «Человек, который мог творить чудеса».

 

Именно поэтому самые яркие и острые политические памфлеты (традиция Свифта) обязательно содержат элементы фантастики и Салтыков-Щедрин не может обойтись в своей сатире без таких элементов.

 

Именно поэтому, наверное, судя по социологическим исследованиям, фантастику «читают с удовольствием» более семидесяти процентов опрошенных.

 

Современная фантастика, как бы мы ее ни определяли, развивается в двух магистральных направлениях. Одно из них трактует проблемы, связанные с обширной темой «Человек и Природа», «Человек и Вселенная». Это и есть то, что обычно называют научной фантастикой. Другое направление тесно связано с еще более обширной темой – «Человек и Общество». Это то, что обычно называют фантастикой социальной и что нам с А. Н. Стругацким нравится называть фантастикой реалистической, как ни парадоксально это звучит.

 

Наиболее характерными (и в то же время – замечательными) образцами научной фантастики я бы назвал «Непобедимый» С. Лема и «Штамм АНДРОМЕДА» М. Крайтона. Фантастику реалистическую блистательно представляют, скажем, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова и «Колыбель для кошки» К. Воннегута. Впрочем, непереходимой границы между основными направлениями, конечно, нет, и трудно найти сколько-нибудь крупного писателя-фантаста, который работал бы в рамках лишь одного из них.

 

Каждому непредубежденному человеку, знакомому с творчеством Свифта, Гоголя, По, Уэллса, Чапека, Булгакова, Лема, Воннегута, Брэдбери, Ефремова, ясно, что фантастика, как бы мы ее ни определяли, есть нечто весьма широкое, емкое, красочное, сложное, органически слитое с литературой и в то же время особенное от нее, – мощный приток большой реки, снежная вершина горного хребта, славный отпрыск знатного рода...

 

Фантастика – это волшебный сплав чуда, тайны и достоверности.

 

Фантастика – это судьбы людей и идей в мире, который изменен, искажен, преобразован небывалым, невиданным, невозможным.

 

Фантастика – это призма, зеркало, светофильтр, электронно-оптический преобразователь, позволяющий в нагромождениях обыденного, привычного, затхлого увидеть зернышки необычайного, нового, поражающего воображение.

 

Фантастика, как никакой другой вид литературы, находится в совершенно особенных отношениях с воображением – и писательским, и читательским. Она одновременно и аккумулятор, и стимулятор, и усилитель воображения.

 

Фантастика, как никакой другой вид литературы, находится в совершенно особенных отношениях с будущим. Она подобна прожектору, озаряющему лабиринты будущего, которое никогда не состоится, но которое могло бы реализовать себя, если бы его вовремя не высветила фантастика...

 

И так далее.

 

Этот маленький панегирик тоже можно рассматривать как описательное определение фантастики. Правда, только хорошей фантастики. Плохая фантастика определяется как-то иначе. Фантастика без тайны – скучна. Фантастика без достоверности – фальшива, напыщенна и назойливо дидактична. А фантастика без чуда – и не фантастика вовсе.

 

 

 

Семинар фантастов при Ленинградской писательской организации возник в начале семидесятых годов. Осенью, зимой и весною дважды в месяц по понедельникам собирается в какой-нибудь гостиной Дома писателя имени Маяковского компания из пятнадцати-двадцати человек, очень разных и по возрасту, и по профессии, и по жизненному опыту. Общее у них одно – они пишут фантастику или, по крайней мере, пытаются ее писать.

 

Здесь можно увидеть розовощекого студента, который, начитавшись Булгакова вперемежку с Кафкой, вообразил, что теперь настал и его черед потрясти читающее человечество. А бок о бок с ним – седобородого и вполне лысого инженера, автора тридцати пяти рационализаторских предложений, искренне и всерьез полагающего, что литературу надлежит изобретать. Жеманная дева, специализирующаяся на назидательных сказках о цветочках, пчелках и говорящем ясном солнышке, тоже может здесь оказаться во всей св

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

×
×
  • Создать...